nickola2 (nickola2) wrote,
nickola2
nickola2

Category:

Преп. Анастасий Синаит о значении определений для сохранения Православия

«Ибо как не может тело само по себе, лишенное души, обрести жизнь, так и соблюдение заповедей без сохранения Православия не может принести пользы человеку. Ведь то, чем является душа для тела, то же есть и Православие для духа. Поэтому прежде всего, если угодно, будем радеть о стяжании бесстрастной мысли о Боге и божественном, будем усваивать и беречь ее, дабы возводимое на чистом и незыблемом основании здание, все и во всем соделалось безупречным, скрепляемое Христом, Которого мы благочестиво почитаем как Краеугольный Камень нашей веры, и дабы было это здание непоколебимым при всех ударах и натисках еретической ворожбы.

Поскольку предварительному постижению и обдумыванию действительных определений присуще быть прочным основанием и незыблемым краеугольным камнем всякой разумной мудрости, то они должны предшествовать нашему рассуждению, как надежные путеводители. Ибо немногие (особенно в нашем поколении) проявляют усердие и не боятся потрудится для того, чтобы научиться определениям и уметь заранее обдумывать их.

Следует знать, что многие из еретиков, с которыми мы встречались, пытались догматствовать о Христе, словно сражаться в ночной битве или участвовать в схватке слепых. Беседовать с ними мы могли, лишь с трудом удерживая смех, особенно, когда это происходило в городе Александрии. Ибо что может быть более смехотворным подобных собеседований? – Они догматствовали о природе, но не знали, каково определение природы; спорили об ипостаси, но не ведали, что такое ипостась. И все остальное подобным же образом.

Мы же, при содействии Христовом, с младых лет воспринимали по частям из Отеческого Предания наставление в определениях. Благодаря этому мы рассматриваем всех противников наших как слабейших, видя в них тех, кого следует обратить к Богу посредством такого же наставления. А всех православных увещеваем прежде всего радеть о знании определений, особенно тех, которые относятся к учению о Христе, чтобы не быть вам слепыми чужестранцами, а говорящему для вас – также чужестранцу»
(Путеводитель I, 3).
Tags: Анастасий Синаит, ипостась, сущность, христология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 5 comments