nickola2 (nickola2) wrote,
nickola2
nickola2

Category:

Вышла книга преподавателя семинарии Д.И. Макарова


Монография подводит промежуточный итог более чем десятилетним разысканиям автора в области богословского учения Феофана Никейского (ок. 1315–1381), одного из наиболее видных богословов Византии Палеологовского времени. В ней подробно анализируется учение Феофана о Пресвятой Богородице на базе важнейшего источника — Похвального слова Богородице (70-е гг. XIV в.), который по значимости мало чем уступает основному труду митрополита Никейского — «Пяти словам о Свете Фаворском». Исследование различных аспектов богословия памятника проводится как в синхроническом (исихастские споры, интеллектуальная культура Византии XIV в.), так и в диахроническом аспекте. Привлекаются тексты служб Богородичных праздников — Рождества Богородицы, Введения во храм и особенно Успения, а также Акафист. Раскрываются глубинные связи памятника с предшествующей традицией православной халкидонитской триадологии, христологии, антропологии, ангелологии, мариологии. Делается вывод о православном характере миросозерцания Феофана Никейского на его завершающем этапе (уже после написания «Пяти слов о Свете Фаворском»). В приложении публикуется анализ текста «Слова» по московской рукописи (Syn. Gr. 461, ff. 1–77), а также переводы богословских трактатов иером. Никифора Влеммида (ок. 1197–1269) и св. Каллиста I, патриарха Константинопольского (1350–1353, 1355–1364).
http://epds.ru/about/news/392-news158

СОДЕРЖАНИЕ МОНОГРАФИИ

Предисловие 5
Введение 9

Мариология Феофана Никейского в ее взаимосвязи с учением о Св. Троице, Воплощении Господнем, о Церкви, Таинствах и человеке 33

Глава 1. Исторический контекст развития Богородичного богословия Феофана: третий этап исихастских споров и столкновение со схоластикой 36

1.1. Схоластическая и исихастская экзегеза Ареопагита. Иоанн VI Кантакузин и братья Кидонисы 37

1.2. Павел Константинопольский как представитель антипаламитского учения о символе 44

1.3. Феофан Никейский, Димитрий Кидонис и иконоборческая христология 47

1.4. Феофан Никейский и 7-я «Амбигва к Иоанну» преп. Максима Исповедника 52

1.5. Иконоборческая христология, Леонтий Византиский… и снова Феофан? 53

Глава 2. Пневматологические основания мариологии Феофана Никейского 56

2.1. Триадологические и пневматологические основания мариологии Феофана 58

2.2. Марология Феофана Никейского в аспекте взаимосвязи с пневматологией, согласно Похвальному слову Пресвятой Богородице 66

2.3. Непризнание Непорочного Зачатия. Исторический контекст: полемика св. Филофея Коккина и Иоанна Кантакузина с Димитрием Кидонисом 74

2.4. Богородица как Связующее звено между Христом и Церковью. Феофан Никейский и св. Николай Кавасила: некоторые замечания о возможной идейной близости 78

Глава 3. Проблема непосредственных истоков пневматологии Феофана Никейского в ее связи с мариологией (отождествление соответствующих цитат) 83

Глава 4. Связь мариологии и христологии. Феофан Никейский и 60-й «Вопросоответ к Фалассию» преп. Максима Исповедника 88

Глава 5. Богородица как Рай, Источник и Подательница даров Св. Духа 92

Глава 6. Богородица как Святыня: Храм. Обиталище Божией, Кивот и Град Божий 104

Глава 7. Богородица стоит на границе между Ветхим и Новым Заветами. Богородица как новозаветное Святое Святых 114

Глава 8. Богородица — «Внутреннейшее завесы»: от мариологии — к экклесиологии. Феофан Никейский и св. Феолипт Филадельфийский 121

8.1. Паламитская интерпретация цитаты из Пс.-Дионисия Ареопагита (DN II, 8) 125

8.2. Язык взаимообмена естеств: переклички между мариологией и христологией 128

Глава 9. Учение Феофана Никейского о Богородице как Отце верующих и Посреднице между Богом и Церковью в деле нашего спасения 130

Глава 10. Учение Феофана Никейского о «мариологической перихорезе» 156

10.1. Основания учения о мариологической перихорезе в триадологии Великих Каппадокийцев 157

10.2. Халкидонская христология как основание учения о мариологической перихорезе 162

10.3. Феофан Никейский о существе мариологической перихорезы 168

10.4. Наглядный пример христианизации неоплатонизма: Христос как Единое-Само-по-Себе. Энергийный характер мариологической перихорезы 171

10.5. Перихореза по гномическому качеству души 181

Глава 11. A realibus ad realiora: Феофан Никейский и Прохор Кидонис о трезвении и восхождении от чувственного к непосредственному богопознанию 188

11.1. Богородица как Алтарь и Трапеза. Связь соответствующего учения Феофана с учением о символах Пс.-Дионисия Ареопагита и исихастской экзегезой Ареопагитик

11.2. Прохор Кидонис о трезвении и Богопознании 197

Глава 12. Богородица как Вершина земной и небесной иерархий. Феофан Никейский и Пс.-Дионисий Ареопагит 201

12.1. Учение Феофана Никейского о трех чинах христиан и Пс.-Дионисий Ареопагит 204

12.2. Учение Феофана о Богородице как Небе и Вершине земной и небесной иерархий 208

12.3. Учение об ангелах как посредниках между Богом и верными 212

12.4. Учение о Пресвятой Богородице как Посреднике между Богом и иерархиями 217

12.5. Учение о Пресвятой Богородице как Вершине иерархий ангельских 219

12.6. Полемика с предполагаемыми оппонентами: к проблеме антиоригенизма Феофана Никейского 223

12.7. Прочие имена: Богородица как Ангел и Архангел, Воевода, Епископ и Око Премудрости Божией 226

12.8. Частная проблема: отождествление цитат из Пс.-Дионисия Ареопагита 234

Глава 13. Учение о символе в Богородичном слове Феофана в его связи с христологией 237

13.1. Символический аспект Таинства Крещения по учению Феофана 237

13.2. Понятие «символ» в христологии Феофана 240

Глава 14. Феофан Никейский о Таинстве Евхаристии 252

Глава 15. Основные черты экзегетического метода Феофана Никейского в «Похвальном слове» 265

15.1. Отождествление двух цитат из св. Максима Исповедника 267

15.2. Образцы экзегезы Св. Писания в «Слове» Феофана 270

Глава 16. В завершение: и вновь — про обожение 283

Вместо заключения 292
ПРИЛОЖЕНИЯ 297

Приложение 1. Никифор Влеммид 298

1.1. Никифор Влеммид. Другие силлогизмы об исхождении Св. Духа 298

1.2. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1234 г. («Автобиография» II, 25–40) 303

1.3. Никифор Влеммид. Повествование о переговорах с латинянами об унии Церквей в 1250 г. («Автобиография» II, 50–60) 310

Приложение 2. Св. Каллист I Константинопольский. Святейшего патриарха Константинопольского кир Каллиста Сто глав о чистоте души: как она мало-помалу очччищается и восходит к созерцанию 317

Приложение 3. Рукописная традиция Слова Феофана Никейского и проблема уточнения текста 341

Список сокращений 360
Список литературы 352

Источники 352

Современная научная и богословская литература 369

Указатель имен древних и средневековых авторов 394

Указатель имен современных авторов 401


Tags: Феофан Никейский, византистика, книга, мариология, христология
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments